С Вашими детьми работают:

Воспитатель

Мухина Марина Владимировна

Воспитатель

Щебенева Елена Михайловна

 

Младший воспитатель

Малинина Юлия Сергеевна


Возрастные особенности детей 4-5 лет


На пятом году жизни можно заметить в поведении и деятельности детей ряд новых черт, проявляющихся в физическом, интел­лектуальном, социально-эмоциональном развитии.

Возросли физические возможности детей: движения их стали значи­тельно более уверенными и разнообразными. Дошкольники испытывают острую потребность в движении. В случае ограничения активной двигательной деятельности они быстро перевозбуждаются, становятся непослушными, капризными.

Эмоционально окрашенная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической раз­грузки детей среднего дошкольного возраста, которых отличает до­вольно высокая возбудимость.

У детей активно проявляется стремление к общению со сверстника­ми. Если ребенок трех лет вполне удовлетворяется «обществом» кукол, то в 4—5 лет он нуждается в содержательных контактах со сверстника­ми. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Их речевые контакты становятся более результативными и действенными.

Новые черты появляются в общении детей 4—5 лет с воспитате­лем. Дошкольники охотно сотрудничают со взрослыми в практических делах (совместные игры, трудовые поручения, уход за животными, растениями), но наряду с этим все более активно стремятся к позна­вательному, интеллектуальному общению. В своих познавательных интересах ребенок начинает выходить за рамки конкретной ситуации. Возраст «почемучек» проявляется в многочисленных вопросах детей к взрослому: «Почему?», «Зачем?», «Для чего?» Развивающееся мыш­ление ребенка, способность устанавливать простейшие связи и отно­шения между объектами пробуждают широкий интерес к окружающе­му миру.

Ребенок пятого года жизни отличается высокой активностью. Это создает новые возможности для развития самостоятельности во всех сферах его жизни. Развитию самостоятельности в познании способст­вует освоение детьми системы разнообразных обследовательских дей­ствий, приемов простейшего анализа, сравнения, умения наблюдать. Ребенок способен анализировать объекты одновременно по 2—3 при­знакам: цвету и форме, цвету, форме и материалу и т. п. Он может сравнивать предметы по цвету, форме, размеру, запаху, вкусу и другим свойствам, находя различия и сходство.

У детей 4—5 лет ярко проявляется интерес к игре. Игра усложня­ется по содержанию, количеству ролей и ролевых диалогов. Дети уве­ренно называют свою игровую роль, действуют в соответствии с ней. Преобладает однополое игровое общение. Девочки предпочитают игры на семейно-бытовые сюжеты, игры «в принцесс». Мальчиков привлекают игры «в военных, строителей, моряков». Для возникнове­ния и развития игры детям необходимы соответствующие игровые атрибуты: наборы игрушек, предметы для ряженья, символы формен­ной одежды.

Примечательной особенностью детей является фантазирование, нередко они путают вымысел и ре­альность. Яркость фантазий расширяет рамки умственных возможно­стей детей и используется воспитателем для обогащения детского иг­рового опыта: придумывания в игре фантастических образов живот­ных, людей, сказочных путешествий.

У детей этого возраста наблюдается пробуждение интереса к прави­лам поведения, о чем свидетельствуют многочисленные жалобы-заяв­ления детей взрослому о том, что кто-то делает что-то неправильно или не выполняет какое-то требование.

У детей идет активное развитие и созревание эмоциональной сферы: чувства становятся более глубокими, устойчивыми; прежнее радостное чувство от общения с окружающими постепенно перерастает в более сложное чувство симпатии, привязанности.

Дети отличаются повышенной чувствительностью к словам, оцен­кам и отношению к ним взрослых. Они радуются похвале, но на неодобрение или замечание часто реагирует остро эмоционально: вспышками гнева, слезами, воспринимая замечания как личную обиду. Ранимость ребенка 4—5 лет — это не проявление его индиви­дуальности, а особенность возраста.

На пятом году жизни дети проявляют интерес к вопросам пола, начинается осознание своей половой принадлежности. Дети отмечают внешнее различие между мальчиками и девочками.

Словарь детей увеличивается до 2000 слов и более. В разговоре ребенок начинает пользоваться сложными фразами и предложениями. Дети любят играть словами, их привлекают рифмы, простейшие из которых дети легко запоминают и сочиняют подобные.