С Вашими детьми работают:

Воспитатель

Крайнова Мария Сергеевна

Воспитатель

Голякова Ольга Вячеславовна

Младший воспитатель

Мокшанова Светлана Александровна


Возрастные особенности детей 3-4 лет

Три года — это возраст, который можно рассматривать как определенный рубеж развития ребенка с момента его рождения. Кризис трех лет завершает период «слияния» с матерью, малыш все больше начинает осознавать собственную «отдельность». Основные потребности в этом возрасте — потребность в общении, уважении и признании. Основной и самый важный для ребенка вид деятельности — игра.

В этом возрасте у ребенка происходит формирование «противо-воли», что выражается в желании делать все по-своему. Она совершенно необходима ребенку для благополучного отделения. Ему предстоит осознать себя как самостоятельного человека. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.

Проявление осознания себя как отдельного человека будет выражаться в его потребности отвергать почти все, что предлагают родители, и делать что-то самому, даже если ему этого не очень хочется или пока не по силам. Ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого. При этом ребенок может слушаться одного родителя и во всем противоречить другому.

Появляется возможность действовать не под влиянием любого случайно возникшего желания, а поступать исходя из других, более сложных и стабильных мотивов. Это является важным завоеванием в его развитии и следующим шагом в обретении самостоятельности.

Возникает насущная потребность общаться не столько с матерью и членами семьи, но и со сверстниками. Ребенок осваивает правила взаимодействия через обратные реакции как взрослых, так и детей на его поступки.

Игра становится все более коллективной. Игра с предметами может иметь уже какое-то сюжетное наполнение, она все более становится образно-ролевой. В ней ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и соответственно действует. Но в этом возрасте ребенку достаточно поиграть 10—15 минут, потом ему хочется переключиться на что-то другое.

Дети в игре со сверстниками учатся чувствовать и защищать свои личностные границы и воспринимать их наличие у других людей. Ребенок вынужден учиться учитывать желания и чувства партнеров по игре, иначе рискует остаться в одиночестве и скучать.

Появляется много новых слов. Ребенок активно осваивает речь, придумывая несуществующие слова, придавая уже известным словам свой особенный личностный смысл.

Математика

Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет может:

  • считать до трех и показывать соответствующее количество пальчиков на руке;
  • владеть понятиями: один - много, большой - маленький, высокий - низкий и т. д.;
  • знать основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный);
  • знать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник);
  • сравнивать предметы по величине, цвету, форме;
  • сравнивать количество предметов;
  • подбирать пару к предмету с заданным признаком.

Мышление, память, внимание

Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет может:

  • складывать разрезанную картинку из 2-4 частей;
  • находить и объяснять несоответствия на рисунках;
  • находить «лишний» предмет и объяснять, почему он сделал такой выбор;
  • находить сходства и различия между предметами;
  • запоминать 2-3 картинки;
  • запоминать 3-4 слова, которые взрослый повторил несколько раз;
  • запоминать и повторять движения, которые показал взрослый 1-2 раза;
  • запоминать какую-либо деталь или признак предмета;
  • не отвлекаясь, в течение 5 минут выполнять задание.

Развитие речи

Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет может:

  • не только зрительно воспринимать образы, но и описывать увиденное;
  • строить простые предложения, постепенно переходя к сложным (из 5-6 слов);
  • разделять предметы по группам: мебель, посуда, одежды и т.д.;
  • называть по одному признаку каждого предмета;
  • называть основные действия людей и животных  (лежит, сидит, бежит и т.д.);
  • повторять за взрослым стишки и песенки;
  • называть свое имя и фамилию;
  • управлять силой голоса, говорить громко – тихо.

Окружающий мир

Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет может:

  • называть и уметь показывать  домашних (корова, коза, лошадь, кошка, собака и т.д.) и диких (волк, заяц, лиса и т.д.) животных;
  • называть 3-4 птиц (воробей, ласточка, ворона), 3-4 рыб (кит, сом, акула) и 3-4 насекомых (кузнечик, бабочка, пчела);
  • называть основные растения: 3-4 дерева (береза, дуб, яблоня) и 3-4 цветка (ромашка, тюльпан, роза);
  • знать, что такое овощи, фрукты, ягоды, грибы;
  • иметь представление о материалах, из которых изготовлены окружающие предметы;
  • знать части суток - утро, день, вечер, ночь;
  • называть явления природы - дождь, снег, ветер.

Бытовые навыки

Ребенок в возрасте от 3 до 4 лет может:

  • самостоятельно одевать вещи (без застежек);
  • резать ножницами бумагу;
  • пользоваться карандашами, фломастерами, ручками и т.д.;
  • уметь рисовать кружочки, точки, линии;
  • уметь обводить и раскрашивать картинки;
  • знать основные правила гигиены.

Вам, как его родителям, важно:

  1. С терпением и пониманием относиться к проявлениям «противо-воли» ребенка. Помните, что подавленная в этом возрасте воля ребенка впоследствии может привести к пассивности, апатии, зависимости и инфантильности. Следует позволять ребенку настаивать на своем (если это не вредно для его жизни и здоровья), даже когда вам это кажется нелепым или ненужным.
  2. Помнить, что так называемое упрямство — это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что ему важно, чтобы с его мнением считались.
  3. Разбирать вместе с ребенком ситуации возникновения конфликтов в детском саду или на детской площадке. Учить его уважать собственные и чужие личностные границы. Для этого важно самим быть для него примером — то есть уважительно относиться к нему самому и членам вашей семьи.
  4. Бережно обращаться с чувствами ребенка. Сопереживать его горю, понимать злость, разделять с ним радость, чувствовать его усталость. Важно не подавить его эмоции, а научить его правильно обходиться с собственными эмоциональными реакциями.
  5. Продолжать активно развивать координацию движений (учить прыгать, стоять на одной ноге, играть с мячом), мелкую моторику (этому способствуют занятия лепкой, различные шнуровки, складывание пирамидок). Желательно, чтобы дома у ребенка был спортивный уголок, где он мог бы отрабатывать физические упражнения.
  6. Осознавать, что речевые обороты и запас слов будут формироваться у него, главным образом, из той речи, которую он слышит в семье. Совместное чтение детских книг, соответствующих возрасту ребенка, необыкновенно полезно. Это расширит словарный запас ребенка, поможет в развитии его образного мышления, создаст эмоциональную близость и теплоту в ваших отношениях. Больше разговаривайте со своим ребенком, обсуждайте с ним события дня, спрашивайте его о том, что с ним происходило, а также терпеливо отвечайте на его вопросы.

Все представленные на сайте материалы размещены с согласия субъектов персональных данных.